Понедельник, 20.05.2024, 03:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя Гаврилиной Евгении

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


«Развитие музыкально – творческих способностей обучающихся в формировании универсальных учебных действий»

Развитие музыкально – творческих способностей обучающихся в формировании универсальных учебных действий

Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения обучающихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности и делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению обучающимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

УУД (универсальные учебные действия) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действий обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Выделяют следующие виды УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные и знаково-символические действия.

Личностные учебные действия обеспечивают ценностно–смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: смыслообразование (ученик должен задаваться вопросом о том, "какое значение, смысл имеет для меня учение", и уметь находить ответ на него) и нравственно–этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

С точки зрения предмета «Музыки» -  это стремление к реализации творческих способностей ученика, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения. Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями.

Регулятивные учебные действия обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности.

Это целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

На предмете «Музыка» обучающиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества. Это является основной целью предмета «Музыка», которую обучающиеся должны ясно представлять.

Коммуникативные учебные действия помогают обеспечить планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.

На уроках «Музыки» коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое-либо произведение искусства,  каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы обучающиеся  могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относясь к мнению друг друга, даже если оно противоположно.

Познавательные учебные действия включают в себя общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование  познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных  способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль  и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование); логические универсальные действия (анализ объектов выделения   признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование); постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).

Формирование познавательных УУД на уроках «Музыки» осуществляется за счет приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и  профессиональному музыкальному творчеству. Это способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие обчающегося.

Знаково-символические учебные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний. А именно, моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно–графическую или знаково–символическую) и преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Предмет «Музыка» наиболее полно способствует формированию таких УУД, как познавательные и знаково-символические.

Мелодия – это мысль, выраженная в знаково - символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно с помощью анализа мелодии произведения, его интонации, мы можем понять основную идею произведения. Следовательно, можно сделать вывод, что знаково-символические УУД являются ключевыми для предмета «Музыка».

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкально-творческих способностей. Музыкальная педагогика призвана решать задачу «приближения к переживаниям» общественно значимых событий и процессов, как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы каждый урок музыки проходил плодотворно и эффективно.

Эффективность урока во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности. К ним можно отнести:

  • слушание музыки;
  • интонационно-образный анализ;
  • исполнение произведений;
  • пластическое интонирование;
  • “перевод” (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой);
  • игра;
  • моделирование;
  • проектная деятельность;
  • участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

Все перечисленные виды деятельности я стараюсь использовать на своих уроках и внеурочной деятельности.

Как уже говорилось выше, в основе слушания музыки лежит интонационно-образный анализ, который ведет к осмыслению произведения, пониманию его содержания, основной мысли произведения. «Интонация – зерно произведения» (Д.Б. Кабалевский). На основе интонации рождается музыкальный образ. Соответственно, задача учителя музыки состоит не только в развитии вокально-хоровых данных обучающихся, а прежде всего в воспитании подготовленного активного слушателя. К сожалению, многие дети, особенно в среднем звене, не всегда понимают задачи и цель предмета «Музыка» и зачастую ставят в приоритет исполнительскую (вокально-хоровую) деятельность, а не музыкально-аналитическую, поэтому нужно уметь объяснять и обосновывать детям необходимость той или иной деятельности на уроке.

Приведём пример интонационно-образного анализа на уроке в 1 классе по теме «Музыкальные портреты». Учитель предлагает детям послушать три музыкальных примера (П. Чайковский «Баба Яга», Л. Моцарт «Менуэт», С. Прокофьев «Болтунья») и в игровой форме с помощью наводящих вопросов о характере музыки (интонация, темп, лад, ритм и т.д.) определить, кто пришел на урок.

На уроках музыки, слушая и анализируя то или иное музыкальное произведение, мы очень часто проводим параллели с другими видами искусства, такими как живопись, скульптура, литература, и т.д. Особенно подробно этому уделяется внимание в 5 классе в темах «Музыка и изобразительное искусство», «Музыка и литература».

Рассмотрим один из таких примеров «переноса» художественного образа с одного вида искусства на другой в теме «Богатырская тема в русском искусстве». Обучающимся предлагаются репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Богатырский скок», «И один в поле воин», П. Корина «Александр Невский». Затем, после просмотра и визуального анализа картин, обучающимся задается вопрос: какая музыка созвучна этим картинам и почему? Высказав и обсудив ответы, ребята слушают фрагмент I части «Богатырской» симфонии А. Бородина. Далее идет разбор музыкального образа, обращается при этом внимание на звучание оркестра, особенности интонации мелодии, «топтание» ее вокруг начального звука, остановки мелодии в конце каждой фразы.

Одним из важных видов деятельности на уроке музыки, на мой взгляд, является игра, которая способствует развитию творческих способностей личности, а также повышает интерес к познанию, повышает мотивацию. В игре проявляется детская активность и эмоциональность, в игре достигается интеллектуальная раскованность и общий положительный фон занятий. Я использую следующие игры: «Вспомни песню», «Угадай-ка», «Оркестр» и т.д.

В игре «Угадай-ка» звучат музыкальные фрагменты пройденных произведений, а дети должны поднять таблички с правильным названием произведения и композитора.

В игре «Оркестр» предлагаю детям отгадать загадки о музыкальных инструментах. При правильном ответе обучающиеся слушают звучание того или иного инструмента.

Понятие развития, «существования в процессе» совершенно естественно для музыки и других временных искусств, поэтому чтобы урок был интересным и захватывающим, он должен строиться  с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению  это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока:

  • начало (сообщение темы),
  • завязка (постановка проблемы),
  • развитие (изложение материала),
  • эмоциональная кульминация (разрешение проблемы),
  • заключение (вывод).

Творческое начало, способности ребенка создавать свое, новое, оригинальное, формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из «внешнего предмета» творчества переходит во внутреннее состояние и становится содержательным выявлением детского «Я». Немаловажными видами деятельности на уроках музыки считается также пение произведений, пластическое интонирование, использование (возможно, эпизодическое) музыкальных инструментов. При исполнении произведений всегда обращаю внимание на интонационную выразительность, формирую простейшие навыки хорового пения. Через пластическое движение ученики ярче, эмоциональнее воспринимают музыку, а также этот прием позволяет проникнуть в динамические нюансы произведения. Использование музыкальных инструментов обогащает тембральное звучание исполняемых произведений и всегда вызывает повышенных интерес ребят и служит повышением мотивации.

Творческие способности обучающихся я развиваю не только на уроках музыки, но и во внеурочной деятельности. Формы различные: фестивали, конкурсы, музыкальные путешествия, смотры. Каждый год День знаний открывает новый учебный год. В День учителя каждый класс спешит порадовать педагогов своим мастерством. Далее – осенние праздники, посвящение в первоклассники, занятия по правилам дорожного движения, Международный женский день 8 марта, День Победы и Последний звонок.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. В школе под моим руководством уже 8 лет действуют два вокальных ансамбля «Музыкальная капель» и «Звучащая радуга». К каждой песне стараемся подойти творчески: от продумывания костюмов до исполнительского мастерства. Так в прошлом учебном году наш коллектив получил Диплом лауреата районного Фестиваля детских и молодежных общественных объединений «Молодые – с любовью к России!», Диплом лауреата III Районных детских Рождественских чтений «Духовность, культура и традиции земли Нижегородской» в номинации Народная игра. С целью повышение уровня знаний обучающихся по дисциплине «Музыка» мы участвуем в международном Конкурсе – игре по музыке «Аккорд».

Вся внеклассная работа подчинена педагогике сотрудничества, творческому общению с людьми.

Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает так же возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала обучающихся, синтеза обучения и воспитания, реализуемых в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

Искусство, выражая истинные ценности жизни, страстно несет их все новым и новым поколениям. Оно заботится о том, чтобы эти ценности не были утеряны в общественной и индивидуальной жизни. Довести их до школьников – главное назначение педагога искусства. И музыкальная педагогика призвана решать задачу «приближения к переживаниям» общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника, поэтому чрезвычайно важно, чтобы каждый урок музыки проходил плодотворно и эффективно.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: evgeniaagafonova1983 (05.12.2015)
Просмотров: 1524 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск