Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нынешним ученикам: лечить детей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить дома - главное делать это творчески, с фантазией, выдумкой и любовью.
На своих уроках я стараюсь ввести детей в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров. Уроки провожу с использованием ИКТ.
Занятия превращаю в различные конструктивные модели получения знаний. Инновационная работа позволяет вовлечь детей в сотворчество, развивать все лучшее в классической музыке. Дети активно участвуют в музыкальных конкурсах, фестивалях, концертах, музыкально - интеллектуальных играх, проектной деятельности.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Учебный проект с точки зрения обучающегося:
- это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
- это деятельность, позволяющая проявлять себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
- это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность.
Зная запросы обучающихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику.
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков.
Основные этапы работы методом проектов:
- погружение в проект
- организация деятельности
- осуществление деятельности
- презентация результатов
Первый этап осуществления проекта – самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии.
- учитель пробуждает в учениках интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта;
- из проблемы проекта выделяется ряд подпроблем, её уточняющих;
- определяются цель и задачи проекта, поиск способов решения проблемы проекта.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи для каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. Объединение в группы учитель можно поручить ученикам.
Если по замыслу проекта учитель определяет одного или нескольких участников группы, свобода выбора учащихся несколько меньше.
Работа контролируется учителем и все-таки, это самостоятельное дело детей.
- по решению задач проекта происходит планирование работы;
- знакомство с информацией по теме проекта;
- сделать собственные замеры (исследования);
- анкетирование по данной тематике (проблеме).
Третий этап - осуществление деятельности. После того как спланирована работа, пора действовать. Здесь учитель становится наблюдателем. Ребята все делают сами.
Например:
- проведение опроса
- обработка результатов
- публикация в журнале, на сайтах
Конечный этап презентации как одна из целей проектной деятельности.
Он необходим для завершения работы, самооценки и оценки со стороны, демонстрация результатов.
В ходе подготовки к презентации дети готовят продукт проектной деятельности. Это могут быть рисунки, плакаты, слайд-шоу, видеосюжеты, газета, костюмы, музыкальные инструменты, макеты, сценарии и прочее.
Для успешной работы на данном этапе презентации нужно научить обучающихся сжато излагать свои мысли, логически и связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. На этапе презентации роль учителя возрастает. Он обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, учитель оценивает усвоение учащимися определенного учебного материала.
Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.
Например, ученик, который обладает недостаточными познаниями предмета, может прекрасно владеть компьютером и.т.д.
Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.
Опыт работы проектной методики в течение 2015 – 2016 учебного года позволяет провести предварительный анализ и дает ответ на вопрос: «Как данная технология влияет на обучение предмету».
- Проектная методика дает возможность больше и глубже изучить тему
- Значительно расширяет общий кругозор.
- Учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал
- Дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей обучающихся.
Данная технология позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на культуру и историю своей страны. Все это призвано способствовать максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого, формированию активной гражданской позиции обучающихся.
Анализируя представленный выше практический опыт, можно сделать выводы:
- использование метода проектов в процессе обучения позволяет включить обучающихся в реальную исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата;
- самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности обучающихся, ее способностей, склонностей, интересов;
- обучающиеся открывают для себя ценность предметов искусства и языка их общения.
- Проект – реальная возможность для саморазвития и самореализации обучающихся.
Мои ученики в этом году реализовывали следующие проекты:
- «История одной песни»
- «Чувства и живопись»
- «История русского танца»
- «Самые необычные дома мира»
- «Живопись раннего возрождения»
- «Где живут ноты»
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
|