Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека. Именно поэтому она может играть огромную роль в воспитании духовного мира детей и юношества.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социально психологические, мировоззренческие чувства патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.
Музыка - это тот вид искусства, который наиболее близок и понятен детям, в связи с этим большие потенциальные возможности патриотического воспитания и развития обучающихся заключаются именно в музыке.
Работу на уроках музыки я строю, принимая за основу канал психологического влияния на человека, который выделяет следующие средства восприятия:
- Аудиальный (лат. audi – слух) – слово, музыка, песня, стихи, звуки природы. Это работа над песней, мелодией, словами.
- Визуальный (лат. visualis – зрительный) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись. Это создание обучающимися и учителем, дальнейшее применение на уроках и во внеурочной деятельности творческих проектов «История создания одной песни», , «Песни, опаленные войной».
- Кинестетический (греч. «кине» – движение и «эсте» – чутьё, ощущение) – ритмические движение, символические жесты, смена позы. Смотры песен и строя, инсенировки песен, маршировки и т.д.
Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?
Отличительная особенность программы по музыке Е.Д. Критской - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
Эта программа основана и на обращении к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Каждый год обучения в программе разделен на несколько разделов, например таких как:
1.«Россия - Родина моя» – помогает познать, услышать удивительную красоту народной музыки, познакомиться с календарными обрядовыми песнями, народным фольклором, колядками.
2. «О России петь - что стремиться в храм» – дает понятие о храмовых
песнопениях в виде церковных богослужебных песнопений – тропарей, стихир, молитвенных напевов, исполняемых хорами, хоровыми капеллами. Дети знакомятся с разными видами колокольных звонов, узнают их важность для православного народа. Звучит музыка на фоне иллюстраций древних икон, картин духовного содержания в учебниках.
3. «Музыка и изобразительное искусство» – рассматривает взаимодействие музыки и изобразительного искусства (живописи, скульптуры). Связь музыки с изобразительным искусством выражается в том, что музыка может вызывать в воображении зрительные образы и картины, вводит в мир творческого воображения, перехода от зрительных образов к музыкальным и наоборот, предусматривает множество творческих заданий, расширяет и углубляет нравственно - эстетические впечатления от музыки и живописи.
4. «Музыка и литература» – рассматривает взаимодействие музыки и литературы в различных жанрах вокальной музыки: песенном жанре, в жанре романса, оперном жанре. Учащиеся познакомятся с новым музыкальным жанром - вокализом, осознают многообразие и богатство связей музыки и литературы, связь музыки и литературы нерасторжима, оба эти искусства рождены жизнью и отражают жизненные события, чувства, переживания людей.
Из перечня этих разделов становится видно, как тесно переплетается музыка с различными видами искусства, и какой широкий эстетический и эмоциональный импульс получают дети на моих уроках.
Патриотическое воспитание невозможно без обращения к музыкальному фольклору. Фольклор даёт возможность детям глубже познать действительность, историческую и национальную специфику своего народа. Наиболее простым и доступным фольклорным материалом для обучающихся могут служить русские народные песни, прибаутки, частушки, а также обрядовые песни. На уроках ученики знакомятся с богатством и разнообразием жанров русских народных песен. О любви русского народа к природе, тяжёлой доли крестьян они узнают из простых протяжных песен. Былины и исторические песни знакомят ребят с образами русских богатырей и русских полководцев. Эти произведения воспитывают чувство гордости и любви к своей Родине, к своей истории.
Песни гражданской и Великой Отечественной войны – это празднования огромной нравственной силы, пробуждающей чувство гордости за свой народ, воспитывающие мужество и стойкость.
На песню в годы войны были возложены задачи огромной важности — она была мощным агитатором, пропагандистом и организатором. Песни военных лет — это песни о героизме и мужестве, о солдатской службе, о верности, о веселой шутке, предающим бойцам силу и бодрость. Создателями песен были не только композиторы, но и сами фронтовики. Давно закончилась война, но в сознании людей долго будет жить память о ней.
В ноябре в нашей школе прошел фестиваль военно-патриотической песни, посвящённый 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Учениками 1 - 10 классов была представлена вокальная музыка разного исторического периода, которую объединяло одно самое важное качество – высокое духовное патриотическое начало. Каждый класс продемонстрировал не только свои вокальные способности, но и актёрское мастерство. Видеопрезентации с кадрами военных лет, плакаты, инсценировки сопровождали выступления школьников.
Защита Родины, борьба за светлые идеалы человечества — темы, ярко отраженные в песнях. Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности, тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучению хоровому пению. Ученики с удовольствием исполняют песни о Родине, России, о героических подвигах защитников в годы ВОВ, о войне, народные песни.
Творческая работа, проводимая с обучающемся, является прежде всего интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей, и воспитывает уважение друг к другу, а также воспитывает чувство достоинства, любви, уважения и гордости за свою страну.
В процессе наблюдения за детьми в дальнейших выступлениях с данным репертуаром, слушая их высказывания после концертов о том, какое воздействие оказало их выступление на зрителя, у детей отмечается проявление чувства гордости за подвиг народа, растёт эмоциональная отзывчивость на события общественной жизни.
Публичное выступление коллектива на концертах вызывает у детей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью и взволнованностью. Дети испытывают подлинную радость от соприкосновения с историей своей страны и причастности к её традициям.
Присутствие детей на таких мероприятиях не может проходить для них бесследно. Находясь в торжественной обстановке, дети видят, как соблюдаются традиции в проведении ежегодных мероприятий. Участие в таких мероприятиях вызывает у детей огромное чувство ответственности, дети приобретают бесценный опыт, который также способствует развитию их гражданственности и национального самосознания.
Таким образом, патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день, очень актуально и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.
Презентация
|