Пятница, 03.05.2024, 22:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя Гаврилиной Евгении

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


«Информационная компетентность учителя – одно из условий эффективности современного урока»

«Информационная компетентность учителя – одно из условий эффективности современного урока»

Одним из ключевых требований, предъявляемых обществом к человеку независимо от сферы профессиональной деятельности, является владение им современной техникой коммуникационного назначения, различными технологиями отбора, хранения, защиты и контроля информации, основными навыками работы с различными информационными ресурсами.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой категории культуры человечества – глобальной информационной культуры. Информационная культура личности рассматривается как инструмент освоения и адаптации к условиям внешней среды и как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объёма социально-значимой информации. Именно информационная культура человека становится в обществе знаний фактором, лимитирующим возможности приобщения к информации.

Понятие информационной компетенции неотъемлемо связано с понятием информационной культуры. Информационная компетенция – это, прежде всего, опыт обращения с самой информацией, а не с её средствами. В обществе знания намного важнее уметь критически воспринимать средства информации, находить нужную информацию, дифференцированно оценивать, делать выбор и самостоятельно обрабатывать её.

Информационная компетентность преподавателя понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности и готовить специалистов нового поколения, которые свободно владеют всем спектром знаний по профессии, а также информационными технологиями. Становление и развитие профессионализма преподавателей на основе органичного встраивания современных технологий в традиционный дидактический процесс - это главная задача, которая стоит перед образованием.

На основании анализа литературных источников, исследующих информационную компетентность, были выделены наиболее значимые для учебного процесса умения и навыки преподавателя, такие как:

  1. Умение работать с различными источниками информации;
  2. Умение анализировать и интерпретировать разные точки зрения;
  3. Владение основами компьютерной грамотности.

Опираясь на выделенные умения и навыки можно выделить следующие основные уровни информационной компетенции преподавателей:

Уровни информационной компетенции преподавателей

Уровни информационной компетентности

Умения и навыки

Уровень некомпетентности

(компетенция не демонстрируется)

Не способен находить и передавать информацию, использовать ее для принятия решений (в том числе и средствами ИКТ)

Уровень формирующейся компетенции (компетенция редко демонстрируется на высоком уровне)

Способен находить и передавать информацию. Пытается использовать информацию для принятия решений (в том числе и средствами ИКТ)

Уровень компетентности (по большей части проявляется высокий уровень владения компетенцией)

Находит, преобразовывает и передает информацию, использует для принятия решений. Определяет точность и важность информации (в том числе и средствами ИКТ)

Уровень высокой компетенции (компетенция стабильно демонстрируется на высоком уровне)

Находит, преобразовывает, передает информацию, использует для принятия решений. Определяет степень точности и важности информации; извлекает ключевые термины и тенденции информации, устанавливает связь между различными блоками информации (в том числе и средствами ИКТ)

Уровень транслируемой компетенции (постоянное демонстрирование высокого уровня компетенции в сложных условиях, способность к её развитию у других)

Находит, преобразовывает, передает информацию, использует для принятия решений. Определяет степень точности и важности информации; извлекает ключевые паттерны и тенденции информации, устанавливает связь между различными блоками информации. Упрощает информацию для ясности понимания при транслировании другим (в том числе и средствами ИКТ)

 

Очевидно, что формирование высоких уровней информационной компетентности сложный процесс, охватывающий все этапы образовательного процесса, в его основе лежат компетентностный и информационный подходы, а так же активно-деятельностный и личностно-ориентированных подходы.

В условиях информатизации образования возрастает роль информационной компетентности современного учителя, которая является необходимым звеном образовательной деятельности педагога и  качественной характеристикой информационного аспекта его научно-образовательной деятельности. Развитие информационной культуры учителя, повышение его квалификации в области информационно-компьютерных технологий, развитие информационно-образовательной среды являются приоритетными   в деятельности современной школы.

Информационная компетенция сегодня - это один из основных элементов процесса профессионального становления учителя.

Современные информационные компетенции включают:

•        технологическую грамотность – способность использовать новые средства для  

          эффективного получения и передачи информации;

•        информационную грамотность – способность находить, организовывать, отбирать, 

         обрабатывать и использовать информацию;

•        медиакомпетенцию – способность производить и распространять информацию в 

         произвольном формате любым аудиториям;

•        критическое мышление – способность критически оценивать достоверность       

         информации, формировать на этой основе правильные выводы;

•        информационную этику – способность соблюдать нормы социальной 

         ответственности и нравственного поведения в информационно-коммуникационном  

        процессе.

В современной школе применение ИКТ является основным методом, повышающим у учащихся мотивацию обучения и познавательную активность.

Современные дети родились и растут в эпоху стремительно развивающихся цифровых технологий. Американский писатель и популяризатор технологий обучения и просвещения Марк Пренски назвал детей цифровой эпохи Digital Native, что в переводе означает «коренной житель цифрового общества» или «цифровые аборигены».  Людей, которые родились до начала цифровой эпохи, Пренски назвал, соответственно, «цифровыми иммигрантами» (Digital Immigrants).  Эти два определения наглядно дают понять что учитель и ученик – это представители разных эпох. Чтобы  сотрудничать на равных с детьми цифровой эпохи, чтобы им было интересно и комфортно учиться современный учитель должен свободно владеть современными информационными технологиями.

Информационные компьютерные технологии позволяют развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, умение самостоятельно приобретать знания, работать с различными источниками информации. При использовании новых информационных технологий улучшается качество знаний, повышается интерес к предмету. Учащийся становится активным участником образовательного процесса. Использование современных информационных технологий в учебном процессе  делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Информационные технологии уверенно завоёвывают все новые позиции в мире, а образование становится всё более актуальным и приобретает всё большую популярность. Введение компьютерных технологий в образовательный процесс является на данный момент одной из самых актуальных проблем образования. Современной школе необходим учитель, владеющий всеми возможностями современного компьютерного «полотна». Только такой учитель способен увлечь учеников  разнообразными формами работы и достичь желаемого результата.

В нашей школе применение современных информационных технологий в  преподавании способствовали  повышению мотивации учащихся к  предметам и качеству успеваемости по данным дисциплинам.

Использование интерактивной доски на уроках способствовало доступности и наглядности изложения материала, повышению производительности урока, сделала процесс обучения интересным, ярким и насыщенным. Сложный теоретический материал предметов дети легко усваивают и закрепляют в форме разнообразных заданий.

Использование обучающих компьютерных программ оказывает большую помощь ученикам в освоении материала. Они оказывают большую помощь в освоении базовых тем по предмету и дают возможность заниматься не только в урочное время, но  закреплять и прорабатывать материал в домашних условиях.        

 С внедрением новых информационно-компьютерных технологий, современный учитель получает мощный стимул для собственного профессионального и творческого развития, повышает качество образования.               

  В своей профессиональной деятельности современный учитель должен активно использовать все технические средства, которыми оборудована школа, постоянно совершенствовать свое мастерство. Информационные технологии являются тем инструментом, который позволяет педагогам качественно изменить методы и организационные формы своей работы, полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учеников, усилить межпредметные связи в обучении, осуществлять постоянное динамическое обновление организации учебного процесса

 Подводя итоги, хочется сказать, что владение педагога современными  информационно-коммуникативными технологиями позволит не только шагать в ногу со временем, но и качественно улучшить методику преподавания и усвоение учениками полученных знаний.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: evgeniaagafonova1983 (19.12.2016)
Просмотров: 1132 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск