Четверг, 02.05.2024, 23:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя Гаврилиной Евгении

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пояснительная записка к конкурсному заданию "Методический семинар"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Навашино»

 

 

 

 

 

Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России»

Конкурсное задание «Методический семинар»

на тему:

«Использование системно - деятельностного подхода на уроках музыки в

контексте реализации ФГОС»

 

 

                                     

 

                                                                       Выполнила: учитель музыки

                                                                       высшей квалификационной категории

                                                                       Агафонова Евгения Александровна

 

 

 

 

2016 г.

Пояснительная записка

1 слайд. Работая учителем музыки в системе образования 10 лет, я убедилась, что уроки музыки - это в большой степени уроки жизни. Практически нет урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами». С того самого момента, как я переступила порог Гимназии, задумалась над тем: возможно ли за сорок пять минут в неделю, делясь своими впечатления и мыслями с детьми, в результате получить «букет творческих проявлений»? И уже сейчас я сделала вывод: такое возможно. Главное, не быть равнодушной к происходящему. Хочу увлечь учеников всем тем, что люблю сама, чтобы они были похожи на меня, «достучаться» до сердца каждого, взрастить в них семена добра и красоты. Начиная с первого класса, стараюсь вести уроки музыки, как уроки любви человека ко всему живому и высокому. Поэтому стараюсь идти в ногу со временем и использовать все современные технологии, которые нам предлагает наше общество.

       Слайд 2. Умение учиться всю жизнь особенно актуально для школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО и ФГОС ООО. В их основу положен системно - деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Слайд 3. Цель семинара: реализация системно - деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования и основного общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Слайд 4. Реализация технологии системно-деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.

Слайд 5. Именно поэтому в современной системе образования проблема развития творческих способностей детей на уроках музыки является достаточно актуальной.  Одним из главных условий развития творческих способностей детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников. Содержание каждого компонента музыкального образования и воспитания на уроке должно взаимодополнять друг друга и находиться в единстве с содержанием других компонентов.

     Для построения урока в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

      Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

    Слайд 6.   Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:

  • помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
  • развиваю творческие способности;
  • предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы,
  • поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
  • осуществляю личностно-ориентированную направленность;
  • помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
  • побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

    Слайд 7. Предлагаю несколько примеров такой работы:

  • в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;
  • тема урока не сообщается; дети самотоятельно должны  сформулировать его тему;
  • называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.

Слайд 8. Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся.  Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени.

Главными целями введения этого метода являются:   

  • развитие интереса к предмету;
  • приобретение исследовательского опыта;
  • развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной   аудитории необходимую информацию;
  • развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
  • получение дополнительных знаний по теме.

Слайд 9. Мои ученики выполняют исследовательские, творческие, межпредметные,    информационные проекты. Например, «Чувства человека в живописи и музыке», «Храм Христа Спасителя», «История одной песни», «Русский народный костюм» и др. В деятельности по исследованию, решению проблем, самостоятельному добыванию знаний оцениваю только успех.

  Слайд 10.     В основе деятельностного подхода к обучению рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание музыкальных ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки- концерты.

Слайд 11.  Для развития креативности школьников была разработана система творческих заданий, включающая три блока. Главной целью этих заданий является развитие таких творческих навыков ребенка, которые бы привели к свободному оперированию музыкальными знаниями, а также способствовали активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах.

Слайд 12. Так, первый блок заданий - «Музыкальная разминка» - направлен на развитие умений интегрировать, то есть связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию о музыкальном произведении, о жизни композитора и т.д., логически мыслить и выделять главное:

  1. «Письмо». Напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём свои впечатления от прослушанной музыки.
  2. «Создай свой сюжет» - придумайте новый сюжет к уже известной вам музыке.

3. «Ассоциативный ряд». В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например: Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...

Слайд 13. Второй блок заданий - «Путешествие в мир звуков» - способствует развитию внимания и памяти обучающихся, умению прислушаться к себе, к окружающему миру, умению «слушать» и «слышать» музыку:

  1. «Нарисуй музыку». Представьте, что музыка передает какое-либо состояние природы (осень). Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой. Какие цвета подойдут для грустной музыки?  (Холодные, неяркие) Для жизнерадостной? (Яркие и теплые).
  2. «Цветная гамма». После прослушивания и   исполнения музыки подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки. 
  3. «Я - поэт». Подберите или сочините сами небольшое стихотворение (четверостишие) на прослушанную музыку.

     При выполнении заданий этого блока, дети учатся обращать внимание на оттенки своего настроения, передавать целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делились более глубокими внутренними переживаниями.

Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.

Слайд 14. Третий блок заданий - «Творческий марафон» - развивает умственную гибкость обучающихся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В ходе выполнения этого задания ученикам предлагается построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такие задания позволяют активно развивать ассоциативное мышление. В него включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование:

1. «В гостях у сказки». Задание выполняется группами учеников. Сочините сказку к музыке. Придумайте главного героя, название сказки, последовательность событий.

2. «Музыкальный театр». Задание выполняется группами. С помощью движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.

3. «Я - артист». Послушайте музыкальную пьесу.  С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите персонажей.

4. «Пластическое интонирование». Для того чтобы обучающиеся наиболее тонко смогли прочувствовать образы музыкального произведения, был использован метод пластического интонирования. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева дети не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения. Такая работа позволила детям не только воплотить музыкальные образы, но увидеть и почувствовать, как в процессе развития музыки меняется характер пластического жеста.

Слайд 15. Таким образом, основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются:

  • систематичность и последовательность;
  • возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса;
  • использование системно-деятельностного подхода, поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников.

Слайд 16. Считаю, что музыкальное обучение должно быть ориентировано на достижение оптимальных результатов по всем трем направлениям: личностным (победы в олимпиадах, участие в конкурсах), метапредметным (выполнение учениками проектов), предметным (хорошие показатели качества знаний по предмету). Мои ученики систематически принимают участие в школьных, муниципальных, всероссийских и международных конкурсах и проектах.

Диплом лауреата районного Фестиваля детских и молодежных общественных объединений «Молодые с любовью к России!»

Диплом лауреата III Районных детских Рождественских чтений «Духовность, культура, традиции земли Нижегородской» в номинации народная игра.

Всероссийская познавательная викторина «Музыкальные гении». Агафонова Дина 1 место Номинация «Я знаю все».

Международный дистанционный блиц-турнир по музыке проекта «Новый урок» Яшина Виктория, Бугой Полина – 1 место, Дакалова  Анастасия – 3 место.

Баринова Валерия награждена дипломом 3 степени за участие в районном конкурсе военно-патриотической песни «К подвигу героев сердцем прикоснись» посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (номинация «Вокал», 9-11 классы).

Коллектив гимназии награжден дипломом 3 степени за участие в районном конкурсе военно-патриотической песни «К подвигу героев сердцем прикоснись» посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (номинация «Вокал», хор).

Международный проект videouroki.net Агафонова Дина – Диплом 1 степени Международный конкурс по музыке. Тычкин Степан, Бугой Полина – Диплом 2 степени Международный конкурс по музыке.

Слайд 17. Веду воспитательную работу, занятия кружка «Музыкальная капель».  Являюсь его руководителем в течение 9 лет. Участие во внеклассных мероприятиях позволяет обучающимся самовыражаться, развивать вокально-хоровые и музыкальные навыки. Вы можете увидеть на сайте Гимназии (http://navgymnasiumnn.edusite.ru/), на моем личном сайте (http://agafonovaevg.ucoz.net/), а также в сетевых сообществах (http://multiurok.ru/evgenia-agafonova/ http://infourok.ru/user/agafonova-evgeniya-aleksandrovna) трансляцию моего педагогического опыта (разработки уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, материалов, обобщающих опыт моей работы, достижения учеников). Систематически выступая на Педагогических советах, заседаниях ШМО и РМО, делюсь опытом своей работы с коллегами.

Я думаю: реализация федеральных государственных образовательных стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать ученикам возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. 

       Слайд 18.   Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.

Слад 19. Спасибо за внимание!

Слайд 20. Список литературы.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031